Главная » Статьи » Мои статьи |
Часть единого целогоМировой финансовый кризис затронул все сферы российской экономики. А его влияние на деятельность морских торговых портов России, возможно, и более сильно, чем на другие секторы транспорта и промышленности.Наши порты, с одной стороны, являются неотъемлемой частью транспортной системы страны. А с другой – такой же важной составляющей внешнеэкономической деятельности России. И если на внутреннем рынке государство еще может как-то регулировать ситуацию, то для морских портов такого спасательного круга не предусмотришь. Их финансовое состояние зависит от финансового состояния экспортеров и импортеров, грузоотправителей и грузополучателей, разбросанных по всему миру. То есть порты, по сути своей, гораздо более интегрированы в мировой финансовый кризис, чем остальные сферы экономической деятельности. Так что же сегодня происходит с морскими портами России? Как они работают в условиях кризиса? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) С. Д. ЖУСУПОВЫМ. – Серик Даирович, насколько сильно кризис отразился на портовой деятельности? И как отразился? Ну а если говорить об экономических аспектах, то нужно вот что учитывать. Морские порты являются составной частью не только транспортной, но в первую очередь внешнеэкономической системы Российской Федерации. Поэтому они и ощутили на себе все негативные последствия мирового финансового кризиса. Это определило и те меры, которые предпринимало государство в части поддержки нашей сферы экономики и смежных сфер. Речь идет о принятых правительством решениях о поддержке наших крупнейших экспортеров энергоресурсов. К таким же мерам можно отнести отмену таможенных пошлин на ряд грузов, действия Центробанка по корректировке курса доллара и т. д. Конечно же, кризис сказывается. Он, например, отразился на изменении структуры грузооборота в первом квартале текущего года. Как ни парадоксально, но, по данным Ассоциации морских портов России (АСОП), совокупный грузооборот морских портов России за I квартал 2009 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,5% и составил 110,6 млн т. А вот структура грузооборота претерпела существенные изменения. Вместе
с тем почти в 2 раза сократилась перевалка минеральных удобрений и
лесных грузов, черных металлов на 9,5%, грузов в контейнерах на 23,5%. Кризис сказался на всех портах по-разному. Тут всё зависело от того, на какие грузы были настроены терминалы портов. И если там, где речь шла в основном об энергоресурсах, потери были меньше, то другие порты пострадали больше. Так, за I квартал 2009 г. грузооборот ОАО «Калининградский морской торговый порт» снизился на 46%, ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – на 19%, ОАО «Владивостокский морской торговый порт» – на 26%. В непростой ситуации– Так как же можно оценить ситуацию в морских портах в самом общем плане? – Где, например? Можно назвать еще Санкт-Петербургский порт, где произошло снижение грузооборота на 18%. Как сообщают в компании, этот спад обусловлен снижением деловой активности грузоотправителей в условиях мирового экономического кризиса. В сложившихся условиях обработка импортных грузов на причалах группы компаний сократилась на 40%, экспортный грузопоток снизился на 12%. В структуре импортного грузопотока почти вдвое сократилась обработка генеральных грузов, в частности металлов(-38%), а также тарно-штучных грузов (-44%); существенное снижение показали насыпные и навалочные грузы (-30%). В результате некоторые предприятия порта были вынуждены перейти на неполную рабочую неделю. – А каков ближайший прогноз? Когда наши порты сумеют преодолеть кризис? Антикризисные меры–
Серик Даирович, насколько мне известно, Ассоциация активно участвовала
в разработке антикризисной программы правительства в части морских
портов и морского бизнеса. Например, было принято решение о том, чтобы в условиях кризиса не проводить индексацию арендных платежей для предприятий портов. Также было приостановлено принятие Закона о лицензировании страховой деятельности. Этот закон сейчас принес бы дополнительные затраты для наших морских портовых терминалов. Были частично реализованы предложения об отмене таможенных пошлин на ввозимое оборудование, не имеющее аналогов в Российской Федерации. Это позволило в какой-то мере сохранить грузооборот. Но, конечно же, необходимы общегосударственные меры для того, чтобы порты, как составляющая экономической деятельности, заработали в нормальном режиме. Имеется в виду устойчивая работа банков, разумные ставки кредитования для бизнеса и так далее. –
Кстати, о банках. Финансовый кризис больше всего ударил по банковскому
сектору. И сейчас получить кредиты промышленным и строительным
предприятиям крайне сложно. Отражается ли эта ситуация на портовом
бизнесе? –
Вы говорили о том, что при общем росте грузооборота произошло серьезное
перераспределение номенклатуры грузов? Что делать портам в таком
случае? Можно ли переориентировать простаивающие терминалы на прием
новых грузов? Дмитрий Григорьев Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» | |
Просмотров: 9828 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |